Противоправные действия Россельхознадзора (правовое заблуждение или запугивание?)
Многие компании в России, занимающиеся обеззараживанием от вредителей хлебных запасов,
столкнулись с серьезной проблемой, на них стал подавать в суд или обращаться в прокуратуру
Россельхознадзор, с требованием наказать данные компании, вменяя в вину осуществление
предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), что в свою очередь
содержит элементы административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Россельхознадзор считают, что любое обеззараживание в России фактически является карантинным
фитосанитарным обеззараживание и соответственно подпадает под лицензирование. Данное
заблуждение они основывают на ошибочном толковании п. 6, п. 20 ст. 2 Федерального закона №
206-ФЗ от 21.07.2014 г. «О карантине растений», при этом забывают эти понятия проанализировать
системно с другими нормами данного закона.
В обоснование своих действий Россельхознадзор приводит следующие доводы, компании
выполняющие работы по обеззараживанию складов и иных объектов от вредителей хлебных
запасов, фактически выполняют работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию,
одним из видов, установленных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2016 № 768 «Об
установлении видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию», следовательно,
эти работы в свою очередь могут выполнятся только при наличии у компании лицензии,
выдаваемой в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании
отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 03.02.2017 г. № 133 «Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному
обеззараживанию».
По моему мнению, данные действия со стороны Россельхознадзора не правомерны по следующим
основаниям.
1. Если внимательно и системно проанализировать нормы Федерального закона № 206-ФЗ от
21.07.2014 г., и Инструкцию по борьбе с вредителями хлебных запасов (утв. ВНПО «Зернопродукт»
27.08.1991), то становится очевидным, в каких случаях работы по обеззараживанию будут являться
карантинным фитосанитарным обеззараживанием (где необходима лицензия) и в каких случаях эти
работы надо проводить, а в каких обеззараживание будет являться профилактическим (где не
требуется лицензия).
Если проанализировать п. 1 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. где указывается,
что «Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение охраны растений и
территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней
карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов»,
то становится очевидным, что основной целью Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. «О
карантине растений» является недопущения проникновения на территорию Российской Федерации
и распространения по ней карантинных объектов.
П. 14 ст. 2 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. определяет понятие «карантинный
объект — вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на
территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов».
Из чего следует вывод, если вредный организм уже присутствует на территории Российской
Федерации, не является ограниченно распространенным, и он не внесен в единый перечень
карантинных объектов, то он не подпадает под действие ст. 27 Федерального закона № 206-ФЗ от
21.07.2014 г., и соответственно с такими вредными организмами надо бороться уже в рамках
Инструкции по борьбе с вредителями хлебных запасов (утв. ВНПО «Зернопродукт» 27.08.1991), в
этом случае профилактические работы выполняются без наличия лицензии.
На сегодняшний день, единый перечень карантинных объектов, утвержден Решением Совета
Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 158 «Об утверждении единого перечня
карантинных объектов Евразийского экономического союза».
2. П. 1 ст. 27 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. определяет, что «Карантинное
фитосанитарное обеззараживание проводится юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения такого обеззараживания, в случае:
- ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации подкарантинной
продукции, подкарантинных объектов; - оформления карантинного сертификата;
- оформления фитосанитарного сертификата;
- вынесения должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по контролю и надзору в области карантина растений, предписания о проведении
карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции; - выбора собственником подкарантинной продукции карантинного фитосанитарного
обеззараживания подкарантинной продукции в качестве карантинной фитосанитарной меры в
случае, если подкарантинная продукция заражена и (или) засорена карантинными объектами.
Как видно, перечень случаев проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания закрыт,
он не предусматривает дополнение «и в иных случаях».
П. 20 ст. 2 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. определяет понятие «карантинное
фитосанитарное обеззараживание — процедура по уничтожению, удалению, стерилизации
(лишению репродуктивной способности) вредных организмов или лишению их
жизнеспособности».
П. 6 ст. 2 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. определяет понятие «вредный организм
— жизнеспособное растение любых вида, сорта или биологического типа, животное либо
болезнетворный организм любых вида, биологического типа, которые способны нанести вред
растениям или продукции растительного происхождения».
В рамках карантинного фитосанитарного обеззараживания п. 6, п. 20 ст. 2 необходимо
интерпретировать в системной связи с ст. 27 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г.
Таким образом из смысла п. 1 ст. 27 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г.
четко следует вывод, если работы по обеззараживанию не связаны с случаями:
- ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации
подкарантинной продукции, подкарантинных объектов; - оформления карантинного сертификата;
- оформления фитосанитарного сертификата;
- вынесения должностным лицом федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений,
предписания о проведении карантинного фитосанитарного обеззараживания
подкарантинной продукции; - выбора собственником подкарантинной продукции карантинного
фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции в качестве
карантинной фитосанитарной меры в случае, если подкарантинная продукция
заражена и (или) засорена карантинными объектами.
То в таких случаях, проводится профилактическое обеззараживание в соответствии с
требованиями Инструкции по борьбе с вредителями хлебных запасов (утв. ВНПО
«Зернопродукт» 27.08.1991). При этом, законодательство Российской Федерации не
требует наличие лицензии.
Дополнение:
Заказчик работ, по обеззараживанию от вредителей хлебных запасов, самостоятельно обязан
определить, какое обеззараживание ему необходимо, карантинное фитосанитарное
обеззараживание в соответствии с ст. 27 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. или
профилактическое обеззараживание в соответствии с Инструкцией по борьбе с вредителями
хлебных запасов.
По моему мнению, административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,
можно доказать только, если в суд будут предоставлены подтверждающие документы и объяснения
Заказчика, где он подтвердить, что заказывал работы по карантинному фитосанитарному
обеззараживанию и при этом контрагент ему заявлял, что имеет право выполнять данные работы, а
также в дальнейшем, после выполнения работ, предоставил заказчику акт карантинного
фитосанитарного обеззараживания в форме, установленной федеральным органом исполнительной
власти (в данном случае форма акта утверждена Приказом Минсельхоза России от 26.12.2016 N 587
«Об утверждении формы акта карантинного фитосанитарного обеззараживания»). Только в этом
случае, можно доказать, что компания, не имеющая лицензии на право выполнять карантинное
фитосанитарное обеззараживание, сознательно ввело в заблуждение заказчика и не законно
выполнила данные работы. При этом надо также учитывать, что Заказчик должен был проявить
допустимую осмотрительность и потребовать от контрагента копию лицензии на право выполнения
работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, или проверить наличие контрагента в
реестре Россельхознадзора получивших лицензию на право выполнения работ по карантинному
фитосанитарному обеззараживанию (с реестром можно ознакомится на официальном сайте
Россельхознадзора, в свободном доступе).
За более детальным разъяснением, члены Национального Фумигационного Союза могут обратится
к Президенту НФС.
Президент
Национального Фумигационного Союза
А.Н. Лялюк
Моб. +7 (495) 220-11-99